О необходимости повышения квалификации сотрудников вузов по  ИКТ-подготовке и по применению педагогами электронных обучающих материалов в практической работе  

 

Повышение квалификации в области информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для работников образования в настоящее время приобретает особенное значение, так как большинство специалистов высокой педагогической квалификации сформировали профессиональные знания и умения в эпоху  аналоговых технологий. Они обладают тем преподавательским опытом, который приобретается только путем длительной работы в аудитории и их нельзя заменить молодыми специалистами, даже если они виртуозно владеют цифровыми технологиями.

Необходимо отметить, что у молодых специалистов часто складывается мнение, что если активно использовать информационно-коммуникационные технологии, то сами ресурсы в силу своих специфических и дидактических возможностей решат главную цель педагогической задачи – обеспечат высокий уровень качества, обученности и практических навыков обучающихся. При этом не учитывается, что эту задачу решает правильно организованная современная педагогическая технология, а не только  механически присоединенные к традиционной педагогической технологии новые средства обучения – электронные обучающие материалы.

Современный этап развития общества характеризуется глобальной информатизацией всех сфер общественной жизни, включая систему образования. Потребность общества в квалифицированных специалистах, владеющих арсеналом средств и методов информационных и коммуникационных технологий, превращается в ведущий фактор образовательной политики.

Информатизация высшей школы – это, прежде всего, изменение содержания, методов и организационных форм учебной работы в ответ на требование подготовки обучающихся к жизни в информационном обществе. Главными агентами этой работы в высшей школе являются сотрудники и  педагоги и, следовательно, решение задач подготовки, переподготовки и повышения квалификации управленческих и педагогических кадров – обязательная составная любой программы информатизации образования.

Когда в этой статье используется термин "повышение квалификации по ИКТ-подготовке", это означает запланированный совместный образовательный процесс непрерывного развития сотрудников и преподавателей, который помогает им делать следующее:

*      оттачивать мастерство в управлении и в  аудитории с использованием новых методик, созданных на основе цифровых технологий;

*      углублять знание предмета (предметов), преподаваемых ими;

*      не отставать от развития научной и методической мысли;

*      создавать и привносить в свою профессию новые знания и обучающие материалы, соответствующие актуальным требованиям сегодняшнего дня;

*      повышать свою способность контролировать работу обучающихся, давать конструктивную оценку и рекомендации учащимся и помогать им в выборе направлений их самообучения.

Если раньше педагоги повышали квалификацию, как правило, один раз в пять лет, то  современное динамичное развитие информационных технологий обязывает этот период значительно сократить и даже создать условия для постоянного повышения квалификации по этому направлению, с целью сократить неизбежное отставание сотрудника и преподавателя вуза от реального состояния  и возможностей информационно-коммуникационных технологий.

Как показывает практика, в области ИКТ-подготовки уровень повышения квалификации работников образования в основном перешёл с этапа начального освоения компьютерных технологий к этапу изучения методики эффективного использования этих технологий в своей профессиональной деятельности. Что, несомненно, требует изменения в содержании планов и программ  по повышению квалификации как по общей ИКТ-подготовке для сотрудников и преподавателей вузов, так и для курсов повышения квалификации по применению электронных обучающих материалов в педагогической деятельности.

Задачами внедрения и использования ИКТ в образовании являются:

*      создание условий для использования компьютеров в обучении по предметам базисного учебного плана;

*      сокращение времени на поиск и доступ к необходимой учебной и научной информации;

*      высвобождение дополнительного времени у преподавателей и сотрудников вузов на совершенствование и развитие образовательного процесса.

Необходимо учесть, что информационные технологии на территории России развиваются неравномерно. Большинство вузов находится в состоянии поиска новых, более эффективных форм и методов повышения квалификации сотрудников и преподавателей в области ИКТ- компетенции.

В настоящее время вузами предпринимается довольно большое количество мер по  повышению  квалификации работников образования при повышении квалификации в высших учебных заведениях по    ИКТ-подготовке. Однако наблюдается большой разброс в планах и программах по данной проблеме.  Каждая организация принимает решение о включении в программу аспектов ИКТ, опираясь на свой уникальный опыт, зависящий от многих факторов, среди которых важную роль играет степень подготовленности к инновациям сотрудников вузов и преподавателей  что, в свою очередь, связано также с уровнем информатизации системы образования конкретного региона в целом.

*****

Компьютерные средства обучения (КСО).

Необходимость повышения компетенции педагога в ИКТ-подготовке диктуется тем фактом, что в современной системе средств обучения появились новые компоненты – компьютерные средства обучения. Для работы в новых условиях необходимы новая методология и уверенное владение новыми инструментальными средствами и системами.

Появление новых средств в общей системе средств обучения существенным образом влияет на профессиональные качества современного преподавателя. Совершенствование аппаратных средств компьютера, программного обеспечения, носителей информации, сетевых технологий породило необходимость изучения растущих педагогических возможностей компьютерных средств обучения.

КСО становятся важным компонентом учебного процесса при преподавании иностранного языка (ИЯ). За последние 20 лет КСО изменялись в сторону все большей интеллектуализации, то есть приобретали способности выполнять более сложные модели дидактических процессов. Настоящий момент характеризуется наличием многочисленных компьютерных средств, педагогический потенциал которых не востребован в силу чрезвычайной новизны и технологической сложности этого явления.

КСО являются продуктом развития информационных технологий, поэтому при изучении их свойств и качеств невозможно без учета закономерностей и изменений, происходящих в среде новых информационных технологий.

Понять сущность информатизационных процессов можно лишь владея практическими навыками работы с компьютерными средствами обучения (КСО)  и инструментальными средствами (ИС)  создания КСО.

В свою очередь КСО и ИС дают преподавателю новые импульсы и идеи в разработке образовательных технологий в сфере компьютерной дидактики, способствуют появлению нового типа современного специалиста преподавателя высшей школы – компьютерного методиста.

*****

 Инструментальные средства создания электронных обучающих материалов

Опыт последних лет убедительно свидетельствует о динамичном развитии ИКТ в сфере образования и их определяющем влиянии на профессиональные качества современного преподавателя. Настоящее состояние общества, науки, образования, педагогики, методики свидетельствует о неотложной необходимости расширения профессиональной компетенции преподавателя за счет приобретения навыков работы с новыми технологиями обработки и управления информацией.

Аналитический обзор прикладных программ последнего поколения свидетельствует об устоявшейся тенденции  формирования и динамичного развития рынка программных продуктов, позволяющих пользователю реализовывать сложные учебно-методические проекты  на высоком техническом уровне без участия программиста.

Появившаяся возможность создания компьютерных обучающих программ собственными силами преподавателей не может игнорироваться современными образовательными технологиями, известно, что методика преподавания традиционно начинает сразу использовать возможности появляющихся современных средств визуализации и автоматизации интеллектуальных процессов.

Учитывая специфику поступательного прогресса в области новых информационных технологий и принимая во внимание требования к разработке новых образовательных программ, Факультет повышения квалификации русского языка РУДН разработал современный курс по повышению   компетентности преподавателей как в области общих знаний и умений по использованию  информационных и коммуникационных технологий в профессиональной деятельности, так и в области создания и использования электронных обучающих материалов в повседневной практической работе педагога.

В целях адекватного видения сущности стремительно совершенствующихся информационных и коммуникационных технологий и возможности прогнозировать педагогический процесс в новых условиях информационного общества на Факультете постоянно проводится научно-практическое исследование по теме: «Новые информационные и коммуникационные технологии в высшей школе».

В ходе проведения данного исследования было установлено, что

*      требования к сотруднику и преподавателю вуза как к пользователю возрастают в зависимости от развития информационных и коммуникационных технологий;

*      педагоги должны получать знания и умения в области информационных и коммуникационных технологий с учетом их профессиональной ориентации;

*      реальные потребности компьютерных  курсов по повышению квалификации в области ИКТ могут определить только специалисты конкретной профессиональной области;

*      курс по повышению квалификации в области ИКТ должен быть направлен на удовлетворение потребностей целевой аудитории;

*      формируется новый рынок сложных программных продуктов, позволяющих преподавателю-пользователю создавать электронные обучающие материалы и виртуальные сетевые курсы непрограммируемым способом.

Последний пункт представляет особенную важность, так как, по мнению многих специалистов, между мировыми софтверными компаниями разворачивается конкурентная борьба по предоставлению пользователю программных продуктов, в среде которых можно создавать непрограммируемым способом электронные обучающие материалы различной степени сложности, а также  курсы дистанционного обучения. Данная тенденция может серьезным образом повлиять на ускорение обновления образовательных технологий.

Надо отметить, что в настоящее время уже можно прогнозировать появление более совершенных программных продуктов, так как прогресс в информационных технологиях – это часть постоянного эволюционного процесса, который длится уже многие годы. Закон Мура (прогноз, сделанный в 1965 году создателем Intel Гордоном Муром, и гласящий, что плотность транзисторов на кристалле микропроцессора будет удваиваться каждые восемнадцать месяцев) до сих пор является истинным. В результате, мы наблюдаем экспоненциальный рост информационных и коммуникационных возможностей, благодаря которым стало возможным решение задач, которые казались неразрешимыми всего лишь несколько лет назад.

К числу подобного рода продуктов можно отнести, например, такие как: Hot Potatoes, HyperMetod, HP-Card и мн. другие.

Рассмотрим некоторые из них более подробно.

Hot Potatoes - инструментальная программа-оболочка, предоставляющая преподавателям возможность самостоятельно создавать интерактивные задания без знания языков программирования и привлечения специалистов в области программирования.

С помощью программы можно создать 10 типов упражнений на различных языках по различным дисциплинам с использованием текстовой, графической, аудио- и видеоинформации.

Особенностью этой программы является то, что созданные задания сохраняются в стандартном формате веб-страницы: для их использования обучающимся необходим только веб-браузер (например, Internet Explorer); поэтому обучающимся не нужна программа Hot Potatoes: она требуется только преподавателям для создания и редактирования упражнений.

Программа широко используется во всем мире для создания заданий по  изучению многих дисциплин. Например, в Финляндии эта программа рекомендуется для освоения даже школьным учителям.

Упражнения создаются с помощью 5 блоков программы (каждый блок может рассматриваться как самостоятельная программа):

1. JQuiz – Викторина – вопросы с множественным выбором ответа (4 типа заданий).

2. JCloze – Заполнение пропусков.

3. JMatch – Установление соответствий (3 типа заданий).

4. JCross – Кроссворд.

5. JMix – Восстановление последовательности.

Все упражнения выполняются в режиме тренировки (режим тестирования предусмотрен только для вопросов с множественным выбором ответа). Результат выполнения заданий оценивается в процентах. Неудачные попытки приводят к снижению оценки.

Шестая версия программы содержит также дополнительный блок Masher (Инструменты), который позволяет объединять созданные упражнения и другие учебные материалы в тематические блоки, уроки и учебные курсы.

Система HP-CARD базируется на оригинальной модели данных HM (Hyper Media), разработанной экспертами Политехнического университета Санк-Петербурга и Технологического университета г. Грац (Австрия). Инструментальная система HM-CARD  это развитая многоцелевая инструментальная система для создания гипермедиа продуктов учебного назначения (компьютерные курсы, презентации и т.д.).

Для создания гипермедиа – базы данных, в которой сохраняется образ учебной программы, не требуется заниматься программированием. Даже такие сложные элементы как анимация и алгоритмы ввода и анализа ответов могут быть построены с помощью интерфейса WYSIWYG, то есть,  реализованы без программирования. HM-CARD предоставляет пользователю мощные возможности для ввода в создаваемую базу данных уже существующих текстов, графических изображений, видеофрагментов и т.п.

Как видно из приведенного списка возможностей, HM-CARD  представляет собой современную развитую систему, при помощи которой можно создавать компьютерные учебные программы различных типов и назначения как для применения на ПК, объединённых в локальную сеть, так и для размещения на серверах сети Интернет.

Анализ современной литературы и практическая работа в вузе позволяют сделать вывод, что до настоящего времени компьютерные обучающие программы создавались преимущественно методом прямого программирования на языках высокого уровня. Как показывает практика, в большинстве случаев  такой подход не позволяет создать законченного продукта, так как компьютерная обучающая программа (КОП) оказывается «закрытой» не только для модификации и сопровождения, но и из-за нестабильности многих творческих коллективов разработчиков, для дальнейших доработок по результатам опытной эксплуатации.

Реализация КОП с помощью педагогически ориентированных инструментальных средств (ИС) представляется более перспективной, так как непосредственное участие преподавателей-методистов в создании КОП способствует не только более быстрой процедуре интеллектуализации производственного процесса, но и стимулируют развитие методики преподавания  в новом направлении – компьютерной дидактике, способствуют созданию новых форм обучения.

При анализе основных форм обучения при повышении квалификации сотрудников вузов нами использовался системный анализ и объектно-ориентированный подход. Сущность первого - в оперировании информацией различной природы, сущность второго - в модульности решения сложной проблемы.

Выработанная методология позволила создать технологию эффективной подготовки сотрудников и преподавателей вуза как в области общей компьютерной подготовки, так и по проблемам   создания и использования электронных обучающих материалов в повседневной работе преподавателя. Данная технология была успешно апробирована в ходе проведения выездных научно-практических семинаров по проблемам новых информационных технологий в высшей школе в нескольких федеральных округах и за рубежом.

В основе разработки образовательных программ и учебных планов повышения квалификации сотрудников высшего учебного заведения по ИКТ-подготовке и по применению электронных учебных материалов в педагогической практике лежат следующие принципы:

*      общая информационно-компьютерная подготовка сотрудника вуза должна позволять ему не только работать в бесконфликном режиме с компьютером и периферией,  позволять максимально оперативно находить, обрабатывать необходимую информацию, но и превращать её в новую технологию;

*      преподаватель вуза должен стать субъектом происходящих информационных  процессов в высшем образовании через освоение  педагогически ориентированных сред;

*      повышение профессиональной квалификации преподавателя должно проходить постоянно на основе современных  информационных технологий.

 

Факультет повышения квалификации преподавателей РКИ в значительной степени обеспечивает развитие профессионализма педагогических кадров и сотрудников вузов, стратегию непрерывного образования путем организации конференций, научно-практических семинаров, проблемных курсов, круглых столов, выездных семинаров.

Факультет в своей деятельности использует различные формы, методы,  направления в обучении и повышении квалификации работников образования по  ИКТ-подготовке, а также по повышению квалификации педагогов по применению электронных учебных материалов в повседневной практической работе.

Формы и методы повышения квалификации сотрудников и педагогов в области ИКТ-компетенции, используемые при подготовке курсов, избираются с учетом современного культурного и социального контекста.  Перечислим изменения, повлиявшие на природу образовательного процесса и, следовательно, на повышение квалификации сотрудников образования.

*      Изменения в педагогике в результате появления новых технологий. Технические изменения, которые привели к расширению информатики, напрямую влияют и на культуру обучения. Например, компьютерные сети сделали дистанционное образование намного более доступным, приведя к существенному развитию этой области. Кроме того, компьютерные сети намного облегчили совместное использование учебных ресурсов географически распределенными институтами. Технология также влияет и на педагогику. Демонстрационное программное обеспечение, компьютерные проекторы и персональные компьютеры привели к значительным изменениям в преподавании ИКТ. Структура курсов по ИКТ должна учитывать эти изменения в технологии.

*      Неожиданная скорость распространения компьютеров во всем мире. Компьютеры получили чрезвычайное распространение в течение последнего десятилетия. Например, в 1990 году очень немногие семьи – даже в США – имели домашнее подключение к Интернету. В 1999 году Министерство торговли США обнаружило, что уже более трети всех американцев имели доступ в Интернет [NTIA99]. Такой же рост наблюдается и в других странах. Количество пользователей Интернета в России к 2005–2006 гг. увеличится в 2,3 раза – до 20 млн. Бурное распространение компьютерных технологий приводит к множеству изменений, влияющих на обучение, включая и общее увеличение уровня осведомленности студентов в области информационных и коммуникационных технологий и их прикладных задач. Однако в то же время увеличивается разрыв между уровнем знаний тех, кто имеет доступ к современным компьютерным технологиям и тех, кто такого доступа не имеет.

*      Растущее экономическое влияние компьютерных технологий.
 Повышенный общественный интерес к индустрии высоких технологий (доказательством которого служит, хотя бы недавняя "золотая лихорадка" вокруг так называемой Интернет-экономики) существенно повлиял на образование и выделяемые для него ресурсы. Огромный спрос на профессионалов в области ИКТ и возможность зарабатывать деньги, используя информационно-коммуникационных технологии, привлекают все большее количество людей в эту сферу, в том числе и педагогов.

*      Увеличивающееся признание информатики как академической дисциплины. В свои ранние годы информатика была вынуждена отстаивать свою легитимность во многих учебных заведениях. В конце концов, это была новая дисциплина без глубоких исторических корней, характерных для большинства академических наук.
Во многом в результате внедрения компьютерных технологий в основные культурные, образовательные и экономические аспекты нашей жизни, борьба за легитимность была выиграна. Во многих учебных заведениях информатика стала одной из самых крупных и активных дисциплин. Больше нет никакой необходимости в отстаивании обучения информатике в высших учебных заведениях.

*      Расширение дисциплины. За последние годы информатика как дисциплина не только выросла и стала легитимной, но и значительно расширила свои границы. В ранние годы информатика (computing) во многом сводилась к компьютерной науке (computer science). С годами, все больше и больше областей становились частью информатики. В настоящее время к слову «информатика» добавляются слова, определяющие сферу её практического применения (социальная информатика, юридическая информатика, биоинформатика, лингвометодическая информатика и т.д.).

Важно отметить, что накопленный опыт преподавателей ИКТ и возросшая компетентность  многочисленных, но отдельных преподавателей в области использования ИКТ в их  профессиональной деятельности  позволяют прийти  к пониманию необходимости создания специализированных профессионально-ориентированных  курсов. На этих курсах должна проходить повышение квалификации целевая аудитория, например, преподаватели иностранных языков.

Программа подобных курсов должна научить педагогов  справляться с трудностями, вызванными быстрым темпом изменений в информационно-коммуникационной сфере, и даже извлекать из этого пользу. Как достичь в этом успеха на практике? С одной стороны, скорость изменений требует постоянного обновления учебной программы и оборудования. С другой стороны, она мотивирует к изменению стратегии преподавания, смещению фокуса с конкретных быстроустаревающих технологий, к моделям обучения, которые поощряют педагогов самостоятельно приобретать новые знания и навыки.

Для того чтобы научить педагогов справляться с изменениями, необходимо привить им такое отношение к освоению ИКТ, которое обеспечит их стремление к самосовершенствованию на протяжении всей карьеры.  Поэтому программа обучения по ИКТ должна выполнять следующие требования:

*      применение методики преподавания,  которая подчеркивает различие между преподаванием и (самобучением, стимулирует педагогов        мыслить независимо;

*      обучение педагогов на творческих задачах, развивающих их инициативность (например, метод проектов);

*      использование методически согласованных теоретических и практических курсов, что обеспечивает стабильность закрепления материала;

*      постоянное обновление оборудования и программного обеспечения;

*      ознакомление педагогов с информационными ресурсами и стратегиями обновления своих знаний;

*      поощрение коллективного обучения и использование телекоммуникационных технологий для обеспечения взаимодействий групп учащихся;

*      убеждение педагогов в необходимости продолжения профессионального развития и самосовершенствования.

В этой связи на ФПК РКИ РУДН  разработан 72 часовой курс повышения квалификации профессорско-преподавательского состава по направлению компьютерная лингводидактика  «Основы компьютерных и сетевых технологий в  преподавании языка: теория и практика».

Данный курс имеет блочно-модульный принцип построения. Под  учебными модулями понимаются относительно автономные разделы курсов, органически связанные друг с другом и вводимые в учебный процесс единым, целостным блоком.  Курс состоит из трех модулей.

Первый модуль  посвящен созданию интерактивных, мультимедийных электронных обучающих материалов и основам веб-дизайна в среде стандартных прикладных приложений (Word, Powerpoint и др.).

Второй модуль направлен на приобретение знаний и умений в области Интернет-технологий. (Использование приложения FrontPage для размещения информации и управления ею в мировой сети).

Предназначение третьего модуля – научить педагогов создавать компьютерные обучающие программы тренажерного и контролирующего типа в среде специальных инструментальных систем. (Hot Potatoes, Tester и др.).

Реализуется данный курс на основе проектного метода. Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность обучающихся - индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Этот метод органично сочетается с групповыми (collaborative or cooperative learning) методами. Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы. Решение проблемы предусматривает, с одной стороны, использование совокупности, разнообразных методов, средств обучения, а с другой, предполагает необходимость интегрирования знаний, умений применять знания из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей. Результаты выполненных проектов должны быть, что называется, "осязаемыми", т.е., если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая - конкретный результат, готовый к использованию (в университете, в реальной жизни). Если говорить о методе проектов как о педагогической технологии, то эта технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути.

Проектный метод востребован преподавателями информационных технологий, так как он демонстрирует высокую эффективность, мотивированность обучения, снижение перегрузки и повышение творческого потенциала обучающихся.

*****

             Выводы

 

Закономерное развитие информационных и коммуникационных технологий ставит перед вузовскими структурами повышения квалификации сотрудников и преподавателей новые задачи, приоритетом которых является не ликвидация компьютерной неграмотности, а активное использование ИКТ для решения профессиональных задач в практической работе.

Проведенный критический анализ поставленной проблемы позволяет  заключить, что:

1.      основной целью вузовских структур повышения квалификации является формирование высокого уровня информационной культуры сотрудников и преподавателей, позволяющего им творчески использовать информационные и коммуникационные технологии  в области практического решения профессиональных задач;

2.      уровень общей ИКТ-подготовки работников образования варьируется не только в пределах федеральных округов, но и в пределах структурных подразделений вузов. Это обусловлено рядом следующих причин:

a.       состоянием материально-технической базы;

b.      наличием научно-методического сопровождения;

c.      отсутствием согласованных учебных планов, модульного принципа построения курсов;

d.      отсутствием единых стандартов  аттестации работников образования в области общей ИКТ-подготовки;

e.      наличием/отсутствием системы стимулирования работников образования, использующих ИКТ в профессиональной деятельности.

3.      программы повышение квалификации работников образования в области ИКТ-подготовки ежегодно изменяются, что обусловлено быстрыми изменениями, происходящими в самих информационно-коммуникационных технологиях;

4.      повышение квалификации по ИКТ проводятся с учетом постоянно меняющихся форм и методов обучения;

5.      в силу специфичности ИКТ, как предмета преподавания, наиболее разработаны программы для очной формы обучения;
дистанционные формы повышения квалификации в области  ИКТ-подготовки находятся в стадии разработок.  

Литература:

1.      Башмаков И.А.  Разработка компьютерных учебников и обучающих систем. – М.,: Филин, 2003., 675 с.

2.      Бовтенко

3.      Гарцов А.Д.   Новые информационные технологии в  высшей школе//Информационные технологии в методике преподавания языка: новые приоритеты. М.,РУДН,2004, 198 с.

4.      Потапова Р.К.  Новые информационные технологии и лингвистика. М., 2002., 575 с.

Сайт создан в системе uCoz